Tuesday, July 10, 2007

Telecom 2.0 сервисы – телекоммуникационные сервисы в сети Интернет

Это основное содержание большой статьи по Telecom 2.0. Автор - Дмитрий Намиот, технический директор компании AbavaNet.

В этой статье мы хотели бы описать ряд инновационных сервисов, интегрирующих телекоммуникации и Веб, а также высказать некоторые соображения по их дальнейшему развитию и имеющимся проблемам.

Что мы рассматриваем? Традиционно (хотя это на самом деле касается больше российской практики) под IVR сервисами понимают телекоммуникационное приложение, связанное с голосовой информацией. Сюда традиционно относят, в первую очередь, все call-центры, а также выдачу абонентам некоторой подготовленной информации (справки, аудио-книги и т.д.)

Мы же хотим рассмотреть сервисы, которые либо каким-либо образом используют реальные данные из сети Интернет, либо обеспечивают взаимодействие абонентов с сервисами сети, либо, в отличие от call центров, обеспечивают взаимодействие абонентов не с операторами call центра, а с другими абонентами или пользователями веб-сервисов (веб-приложений). При этом нас будет интересовать возможность предоставления услуг, которые существуют вне сети оператора связи (контент-агрегатора). Это то, что принято классифицировать как Telecom 2.0 (более детальное рассмотрение собственно этой классификации оставим за рамками данной статьи).

Реально мы хотели бы представить ряд сервисов, разработанных компанией AbavaNet и реализованных на CTI платформе компании Audiotele.

Технически в настоящий представленные сервисы доступны через короткий номер 0942 компании Audiotele (Билайн, МТС, Мегафон, Теле-2, Смартс). Поэтому можно представить это все как Mobile 2.0 сервисы.

1. Аудио-подкасты. Предствляют собой медийный контент, публично представленный в сети Интернет и, что самое главное, имеющий стандартный формат с точки зрения представления (RSS 2.0). Именно этот стандартный формат и обеспечивает возможность организовать прослушивание существующих подкастов по телефону.

Естественно, mp3 файлы (то, что входит в подкасты) можно и сейчас загрузить в мобильный терминал. Много телефонов прямо с RSS фидами и работает, IPhone вот весь об этом и т.д. Сети 3G уже где-то маячат на горизонте. Иными словами, проигрывать файлы на мобильном телефоне можно и сейчас. Основное достоинство реализованного способа в том, что ничего не требуется настраивать в телефоне. И требований к нему никаких. Это просто звонок - то, для чего, вообще говоря, телефон и предназначен.

При прослушивании можно нажать любую клавишу для листания по медиа-файлам (циклическое листание). Кнопки * и # соответствуют продвижению на 15 секунд вперед/назад.

При этом просто прослушивание – это только начало пути. Сейчас мы продемонстрировали листание при прослушивании. А что Вы думаете о возможности добавлять свои комментарии прямо в процессе прослушивания? Их тогда услышат следующие слушатели и, попутно, они будут автоматически оформлены в отдельный подкаст. Просто еще один дополнительный RSS feed.

Для авторов подкастов, во-первых, открывается новый канал распространения. Во-вторых, по крайней мере теоретически, появляется возможность договариваться с агрегаторами о платной поставке контента. Возможно, появятся какие-то другие модели. Например, хотя бы для обсуждения – прослушивание подкаста может быть совсем бесплатным (при запуске сервиса на 800-м номере). Если покастер (автор подкаста – а это ведь может быть и корпоративный ресурс), соберет, например, достаточно рекламодателей для своего блога, то этого может и хватить на оплату 800-го номера.

2. Голосовые SMS. Суть сервиса Voice SMS заключается в создании возможности обмена голосовыми сообщениями, аналогично тому, как пользователи обмениваются в настоящее время сообщениями SMS. Однако вместо набора текста, который будет передаваться по сети, пользователи смогут записывать голосовые сообщения, адресованные другим абонентам.

Собственно сервис есть программа (IVR), которая обрабатывает звонки на некоторый сервисный номер. Абонент мобильной сети звонит на данный номер и тоновыми посылками вводит номер (или код – смотри ниже) другого абонента, которому он хочет отправить голосовое сообщение. После ввода номера у него есть какое-то время для ввода (записи) голосового сообщения. Сообщение сохраняется в системе вместе с номером абонента, которому оно было адресовано. По номеру, на который адресовано сообщение, отправляется SMS с уведомлением. В уведомлении указан сервисный номер, так что получатель этого короткого сообщения может немедленно позвонить без дополнительного набора. Например, SMS сообщение, которое получит адресат, выглядит, например, так: «Вам оставлено голосовое сообщение. Для прослушивания позвоните по номеру 0942, код сервиса 8882». В этом случае получателю SMS достаточно одного нажатия после открытия SMS, чтобы позвонить на сервисный номер

Абонент мобильной связи звонит на сервисный номер. После того, как определен его номер (A-номер), могут быть найдены голосовые сообщения, ассоциированные с этим номером. Не нужно набирать никаких дополнительных кодов, достаточно самого факта звонка и определения A-номера. Абоненту предлагается прослушать поступившие сообщения. После каждого сообщения позвонившему предлагается оставить ответ на данное сообщение.
Таким образом, создана интерактивная среда обмена голосовыми сообщениями. Сервис коротких сообщений (SMS- центр) используется здесь только для уведомления абонента о факте поступления голосового сообщения, которое было ассоциировано с его номером. Смысл использования коротких сообщений состоит в том, что, зная только номер абонента, мы автоматически (без какой либо предварительной регистрации абонента в системе) можем отправить ему уведомление. Технически, при наличии предварительной регистрации или какой-то внешней базы по абонентам, короткие сообщения могут быть, конечно, заменены (или использованы в сочетании с) электронной почтой или IM (Jabber, ICQ, Yahoo и др.)

Смысл сервиса состоит в том, что оставить голосовое сообщение может быть во многих случаях проще, чем набирать какой-то текст на мобильном телефоне. За один и тот же промежуток времени можно больше "наговорить", чем напечатать. Телефон в данном случае используется более естественным образом – в него "говорят". А использование коротких сообщений позволяет уведомлять абонента о сообщении с той же скоростью, как и при отправке SMS. Другим достоинством данного способа отправки сообщений является его анонимность. Номера отправителей сообщений не раскрываются, получатель прослушивает только текст сообщения и может оставлять ответы, не зная реального номера адресата.

Номер адресата при отправке сообщения может быть заменен некоторым кодом, соответствующим номеру телефона адресата. Идея состоит в том, что этот номер может быть свободно анонсирован его владельцем, как адрес для контакта с ним в системе голосовых сообщений. Номер (код) может свободно публиковаться в объявлениях, в профайлах социальных сетей. Именно эта возможность предназначена для использования сервиса в сети Интернет. Использование кодов позволяет добавлять голосовой канал общения к любому веб-ресурсу.

3. Блоги. Вполне естественная область приложения для сервисов. Все базируется на том, что платформы хостинга блогов (livejournal.com, liveinternet.com, blogger.com и т.д.) имеют открытые API для работы с данными. Отсюда немедленно возникает и сервис – голосовые записи для блогов. Иными словами, возможность опубликовать запись в блоге, содержащую голосовую информацию, записанную по телефону. Заметим, что этот сервис предоставляется (существует) вне сети агрегатора. Платформа блогов (livejournal.com, liveinternet.ru) остается сама собой, Audiotele просто предоставляет новый интерфейс. И уж заведомо весь контент (как, впрочем, и в случае подкастов) создается самими пользователями.

4. Click to Mobile. Здесь эксплуатируется сам факт совершения звонка на premium rate номер. Суть сервиса заключается в создании возможности сохранения данных из сети Интернет в мобильном телефоне.

Современные мобильные телефоны обладают большими возможностями в плане отображения различного контента. Но, независимо от возможностей Вашей модели, все равно остается телефонная клавиатура. Набирать длинный текст было (и будет) не самым удобным занятием. Применительно к просмотру интернет-сайтов с мобильных телефонов проблема первый раз заставить мобильного абонента набрать длинный веб-адрес останется самой главной. Да, если адрес набрали хоть раз, то его можно будет добавить в закладки. Но как убедить людей набрать этот адрес?

Одно из возможных решений достаточно простое, и оно реально уже используется. Ссылку на ваш сайт (HTML страницу, WML сайт, mp3 файл, картинку в формате gif или jpeg и т.д.) можно послать по SMS. Именно так работает распространение платного контента по SMS. Пользователь посылает по SMS некоторый код и получает в ответ ссылку для загрузки.

Посмотрим на эту проблему с другой стороны. Что если владелец контента (сайта) сам будет определять, какие ссылки мобильный абонент будет получать на свой телефон? А посетитель веб-сайта, соответственно, сам будет выбирать, какие из них он хочет получить (сохранить) на своем телефоне. Именно так – не подготовленный специально для платного сервиса контент, а контент уже существующий на сайте, независимо от каких-либо телекоммуникационных сервисов.

Как это работает? Здесь это описано подробно: http://click.linkstore.ru
Владелец сайта (веб-мастер) размещает по своему усмотрению ссылки на своем сайте, предлагающие пользователю сохранить определенный контент на своем мобильном телефоне. Это полностью бесплатно, для этого даже не требуется никакой предварительной регистрации. Каждая такая ссылка – это обычный гиперлинк.

Заинтересованный пользователь может, соответственно, активировать (кликнуть) эту ссылку. В появившемся окне (посетитель не покидает исходный сайт) ему будет предложено указать номер мобильного телефона, которому будет адресован контент, связанный с данной ссылкой.

Естественно, что сообщение не может быть направлено сразу по заданному номеру – это была бы рассылка спама. Поэтому, после сохранения контента абоненту необходимо позвонить с указанного телефона на сервисный номер. Этот звонок и будет являться подтверждением (согласием) на получение контента. Для подтверждения достаточно только звонка, никаких кодов вводить не нужно. После подтверждения контент, заданный владельцем сайта, будет доставлен мобильному абоненту по SMS.

Аналогичным образом механизм работает и в случае использования подтверждающего SMS вместо звонка.

Поскольку для получения контента требуется подтверждающий звонок, то, естественно, при сохранении контента можно указать не только собственный номер, но и номер другого человека.

Область применения, естественно, не ограничивается одними ссылками. Посетитель веб-сайта сможет сохранять и любой текст, определенный владельцем ресурса. Это может быть, например, адрес или телефоны, расписание работы, описание товара и т.п.

Это типичный пример Mobile 2.0 (или Telecom 2.0) сервиса. Здесь имеет место конвергенция - данные интернет сайтов представляются мобильным пользователям как есть. Это реальный способ вдохнуть новую жизнь в мобильный интернет.

Что дальше? Нам кажется, что нельзя не отметить проблемы, с которыми сталкивается реализация приложений, подобных описанным выше.

Во-первых, это доступ к телекоммуникационной среде. Очевидно, что развитие SMS сервисов связано, в первую очередь, с более или менее стандартизованным способом доступа. По крайней мере, сейчас, программирование SMPP превратилось в чисто техническую задачу, оставив развитие сервисов маркетологам и рекламистам. Это совсем не так для IVR. И, к сожалению, все правильные слова, типа Voice XML, пока, с практической точки зрения остаются только словами. Именно доступность средств разработки и низкий входной барьер стали основным локомотивом развития сервисов в Web. Входной барьер для любых разработок с использованием IVR в настоящее время, к сожалению, слишком высок.

Другой момент, который также ярче высвечивается в связи с развитием сервисов, завязанных на Интернет – это цены. А именно, при всем понимании текущей ситуации самих агрегаторов контента, для массовых сервисов необходимы более низкие цены. В сервисах, о которых мы говорим, наиболее ярко проявляется отсутствие какого-либо эксклюзивного контента. Телефон здесь используется просто как еще один канал доступа. И цена минуты должна быть сравнима с ценой минуты тарифного плана мобильного абонента. По сути, все подобного рода сервисы являются трафико-генерирующими. Их цель – генерация трафика для оператора. Здесь нет общения с оператором call центра, нет какого-то недоступного никаким другим образом, но всеми желанного контента и т.д. И здесь завышенная цена будет препятствием для их внедрения и распространения.

Что можно сказать в заключение? Нам представляется, что развитие телекоммуникационных сервисов, связанных с Интернет является, тем не менее, самым перспективным направлением. Да, никогда не исчезнут IVR сервисы, связанные с непосредственным общением с оператором. Но все остальное, по нашему мнению, обязательно будет в той или иной степени завязано на Web-среду. В настоящее время номер 0942 компании Audiotele является самым "Mobile 2.0" номером в России (по количеству и номенклатуре доступных сервисов – мы описали только часть из имеющегося), но мы уверены, что в самое ближайшее время мы увидим новые примеры из этой области, причем от самых разных производителей. Впрочем, и мы сами не собираемся стоять на месте, так что следите за анонсами.

Есть идей, предложения или замечания? Хотите рассказать о новом сервисе? Пишите info AT abavanet.ru, читайте новости в нашем блоге, присылайте ссылки на свои продукты. Это действительно очень интересная тема.

No comments: